Строительство мини-ТЭЦ под ключ
Строительство мини-ТЭЦ
«под ключ»

Электроснабжение регионов России

Когенерация.Ру

Информационный ресурс о малой энергетике и когенерации

* * * * * * * * * * * * * * * *

Строительство газопоршневых мини-ТЭЦ

+7 (495) 649-67-96

info@vvp-e.ru

* * * * * * * * * * * * * * * *

Портал о когенерации и малой энергетике

+7 (495) 649-67-96

info@cogeneration.ru

* * * * * * * * * * * * * * * *

Оптимальное электроснабжение регионов России

info@russia-energy.ru

* * * * * * * * * * * * * * * *

Электроснабжение Санкт-Петербурга

Плата за подключение к электросетям Ленэнерго

Реформы коммунальной энергетики - основа для реализации проекта "Доступное жилье"

3-7 апреля 2006 года в Государственном Кремлевском Дворце Москвы прошел очередной ежегодный Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в ХХI веке», главная цель которого - консолидация усилий власти, бизнеса, науки и общественных институтов, направленных на реализацию стратегических целей развития российского ТЭК.

6 апреля в рамках форума в конгресс-центре Центра международной торговли на Краснопресненской наб., 12 состоялся круглый стол «КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ЖКХ - К НОВЫМ СИСТЕМНЫМ РЕШЕНИЯМ, КАЧЕСТВУ И НАДЕЖНОСТИ», на котором, в частности, была рассмотрена государственная политика в сфере ЖКХ и структурные реформы коммунальной энергетики как основа реализации национального проекта «Доступное жилье».

В заседании приняли участие Министр регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлев, первый заместитель Председателя Комиссии Совета Федерации СФ РФ по естественным монополиям В.Е.Межевич, руководитель Росстроя С.И. Круглик, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М.Л. Шаккум и др. официальные лица.

С докладом «СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ» на круглом столе выступил вице-президент "Союзпетростроя" Л.М. Каплан. Свой доклад он начал с трех очевидных требованиях к коммунальной энергетике:

  1. Энергетика должна существовать и развиваться не сама для себя, а для удовлетворения нужд потребителей. В нашем случае - для обеспечения жилищного строительства и дальнейшей эксплуатации жилья.
  2. Энергетика, особенно коммунальная, должна обязательно опережать развитие жилищного строительства, но ни к коем случае не отставать от него.
  3. Всякие структурные реформы энергетики, особенно коммунальной, должны способствовать улучшению ситуации с энергообеспечением нужд жилищного строительства, а не ухудшать ее.

Следует, к сожалению, отметить, что все эти очевидные требования к современному состоянию и развитию коммунальной энергетики еще далеки от совершенства. Я проиллюстрирую это на примере Санкт-Петербурга, хотя наши исследования показывают, что сказанное характерно для всей России.

В жилищном строительстве Санкт-Петербурга сложилось явно неудовлетворительное положение с энергетическим обеспечением строящегося и эксплуатируемого жилья. Приведу только одну цифру из сообщения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга. По состоянию на 3 апреля 2006 года на контроле инспекции находятся 235 жилых зданий, принятых Государственной комиссией и заселенных, но энергоснабжение которых осуществляется по временной схеме или договорам на строительные нужды. В том числе: временное энергоснабжение - 137 зданий, теплоснабжение и водоснабжение - 147 зданий (во многих случаях подготовка одновременно нескольких видов энергоресурсов осуществляется по временной схеме). Более 50% таких зданий построено и заселено в 2003 году и ранее.

По данным Комитета по строительству Санкт-Петербурга, существует более 200 строящихся объектов, по которым не решены вопросы энергоснабжения, и которые окажутся в том же положении, что и «принятые» дома. Вдумайтесь в эти цифры! Около 450 жилых домов, а это, как минимум, 40 тысяч квартир, или 120 тысяч горожан, не подсоединены к электро- и теплоснабжению!


По данным Комитета по энергетике города, отставание в развитии электро- и теплоснабжения от нужд жилищного строительства составляет 2,5 - 3 года.

В Тюмени, где с электроснабжением дело обстоит лучше, чем в Петербурге, по временной схеме подключено 27 жилых домов.

Как в таких условиях можно обеспечить выполнение Национального проекта «Доступное жилье», предусматривающее увеличение к 2010 году вдвое объема жилищного строительства в России, если уже сейчас для 40 млн. кв.м. возникли проблемы с энергоснабжением? Положение усугубилось с проведением структурной перестройки электроснабжения. В Санкт-Петербурге, как и в других регионах России, появилось, как минимум 4 компании (как правило - акционерные общества): «Ленэнерго» (с непонятными функциями), генерирующая компания (которая ни за что не отвечает), сетевая компания (с изношенными коммуникациями) и сбытовая компания (которая заинтересована держать дома по временной схеме и получать учетверенные тарифы за энергию, да еще с огромными штрафами). Кроме того, действует компания «Магистральные энергетические сети Северо-Запада» - филиал ОАО «ФСК ЕЭС». При этом каждая из перечисленных компаний не признает себя правопреемником ОАО «Ленэнерго» и практически закрыла доступ потребителей в свои конторы. В конкретном случае требуется заключение новых договоров на присоединение к электрическим сетям, что влечет дополнительные затраты застройщиков и отодвигает сроки завершения объектов. В результате сегодня даже по официальным городским нормативам требуется 257 дней на согласование электрообеспечения строящихся объектов.

Ситуация такова, что темпы жилищного и других видов строительства в Санкт-Петербурге стали значительно опережать возможности энергообеспечения строящегося жилья. Практически в городе за последние 5-7 лет построены единичные генерирующие мощности, а т.к. в тарифы на электроэнергию не включается инвестиционная составляющая, то бывшее руководство «Ленэнерго» прямо объявило о своей незаинтересованности в развитии электроэнергетики для расширения строительства в городе.

В течение 8 последних лет строительные компании за свой счет возводили все энергетические сооружения - трансформаторные подстанции, кабельные сети - на основе ТУ, которые выдавало «Ленэнерго». Все эти сооружения (в целом стоимостью более 50 млн. долларов) энергетики не могли взять на свой баланс. И поэтому городом было создано АО «Петербургские энергетические сети», куда строители передали на баланс все построенные сооружения. Но создание этого АО было большой ошибкой. Именно с момента его появления, т.е. с 2001 - 2002 годов, начался конфликт, который продолжается до сих пор.


«Ленэнерго» выдвинуло идею о том, что застройщики должны платить за присоединение к генерирующим мощностям. В эту плату должно входить все, что связано с энергоснабжением объекта.

И тогда «Союзпетрострой», как представитель застройщиков, с одной стороны, ОАО «Ленэнерго», с другой, и Администрация Петербурга, с третьей, подписали так называемое «нулевое» соглашение. Этот документ гласил: все, что было отдано городу до 2004 года, остается у города. А впредь «Ленэнерго» принимает на себя обязательства или самостоятельно построить все, что связано с энергоснабжением объекта, или поручить часть работ застройщикам.

Казалось бы, выход был найден. Однако все оказалось значительно сложнее. Конфликт длится до сих пор и является серьезнейшим препятствием для развития жилищного строительства в городе.

«Союзпетрострой», защищая интересы застройщиков, предпринял ряд шагов, направленных на урегулирование ситуации. Т.к. «Ленэнерго» является естественным монополистом, Союз потребовал, чтобы размер платы за подключение проходил экспертизу в РЭК. Ибо то, что требовали электрогенерирующие компании, на порядок превышало истинную стоимость вопроса. Однако, хотя антимонопольное ведомство и потребовало выполнения этого условия, оно до сих пор не было реализовано.

В городе и области по-прежнему имеется существенное отставание развития электроэнергетических мощностей от возрастающего объема жилищного, коммунального, промышленного строительства. Даже построенная с огромными затратами Северо-Западная ТЭЦ практически не работает на город - фактически она обслуживает сама себя.

К сожалению, не выполняется и постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта коммунального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», в соответствии с которым вместо пресловутой «платы за подключение» застройщики должны выдавать, как было раньше, технические условия для электро- и энергоснабжения

Три участника процесса - городские власти, все четыре компании, на которые разделилось «Ленэнерго», и бизнес-сообщество строителей - должны как можно скорее найти пути выхода из затянувшегося конфликта.


К сожалению, в других регионах России наблюдается похожая ситуация. Кроме того, постоянно растут и затраты строителей на электро- и энергоресурсы, что никак не способствует удешевлению строительства жилья. В целом, можно без преувеличения сказать, что энергоснабжение в жилищном строительстве является серьезным тормозом, сдерживающим реализацию Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

И еще несколько слов о петербургских делах. В Санкт-Петербурге при «Союзпетрострео» создана и успешно действует Энергетическая секция, куда входят представители научно-технического Совета при губернаторе, Газовый клуб, крупные энергетические компании и т.д. - всего более 100 членов. А в России в целом такой организации до сих пор нет. Очень странно, что в России есть Российский Союз строителей (даже две такие организации), но нет Российского Союза энергетиков. Его нужно создавать на инициативной основе.


Резюмируя выступление, прошу включить в решения форума следующие предложения:

Во-первых, развитие коммунальной энергетики, как в России в целом, так и в каждом регионе, как минимум на 2-3 года должно опережать темпы жилищного строительства.

Во-вторых, должен быть установлен принцип одного окна при выдаче технических условий на электрообеспечение строящихся объектов.

В-третьих, нужно отменить плату за подключение к генерирующим мощностям, заменив ее оправдавшей себя годами выдачей ТУ для каждого конкретного объекта.

В-четвертых, нужно рекомендовать энергетикам создать свое общественное объединение - Российский Союз энергетиков.

Источник информации — http://www.souz.conon.ru

//   Строительство мини-ТЭЦ под ключ

//   Когенерация, малая энергетика и газовые электростанции

//   Дизельные электростанции: качественно, быстро, бюджетно

© 1999-2023 ООО «Когенерация.Ру»